Всемирная торговая организация (ВТО) создана с целью либерализации и унификации правил международной торговли на глобальном уровне. ВТО - свод международных норм, регулирующих права и обязательства государств - членов организации в сфере международной торговли. Сегодня современная мировая торговля приобрела глобальные масштабы, и ВТО регулирует около 97% такой торговли. ВТО объединяет в себе как положительные, так и отрицательные аспекты. При вступлении в ВТО из положительных изменений экономики в стране участнике можно отметить следующие:
- диверсификация рынков торговли, как экспорта, так и импорта. При вступлении в ВТО
-
Страна участник получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования для своих товаров на зарубежных рынках, в сочетании с взаимным предоставлением национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
-
преимущества либерализации и демократизации процессов торговли, а также развитие конкуренции и устранение торговых барьеров;
-
укрепление международной стабильности за счет непосредственного участия в многосторонних торговых переговорах ВТО по вопросам работы государств в рамках региональных торговых соглашений, в сочетании с практикой принятия решений на основе консенсуса предоставляет равные возможности для всех членов ВТО объединяться друг с другом и отстаивать свои интересы. К тому же в рамках ВТО разработан эффективный механизм для разрешения торговых споров;
-
повышение качества жизни (увеличения доходов населения и уменьшения стоимости жизни, новые рабочие места и т.д.) и эффективности внешней торговли товарами и услугами за счет быстрого и масштабного изменения национальной законодательной базы в соответствии с международными торговыми нормами.
О достоинствах ВТО можно рассуждать долго. Однако в рамках ВТО страна участник также может столкнуться с некоторыми проблемами. К примеру, пунктом 1 статьи 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 предусмотрено, что положения Соглашения ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза с даты присоединения любой из стран - членов Таможенного союза к ВТО. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Договора страны - члены Таможенного союза должны принять меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО. Это означает, что с учетом вступления Российской Федерации в ВТО и при рассмотрении в перспективе вопроса о вступлении Республики Беларусь в ВТО вполне вероятно возникновение необходимости упразднения перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок республики ( перечень), так как он может быть оценен экспертами ВТО как не соответствующий ее нормам и требованиям. В частности, связанные с перечнем ограничение экспорта и субсидирование внутреннего импортозамещения (путем предоставления налоговых и таможенных льгот по импортозамещающим товарам) могут быть рассмотрены как меры, противоречащие статье 3.1(b) Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, приложению 2(c) к Соглашению TRIMS и статье XI ГАТТ. Это может стать, с одной стороны, барьером на пути вступления Республики Беларуси в ВТО, а с другой - препятствием для выполнения международных обязательств, взятых Республикой Беларусь в рамках Таможенного союза. Возможные последствия - переориентация импортозамещающих производств на экспорт за пределы Таможенного союза и, как следствие, неудовлетворенный спрос на отечественном рынке и наплыв импортной продукции в страну.